|
|
ЖЕЛЕЗНОГОРСК И ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬСвязать с любым абонентом в Железногорске и за его пределами сегодня достаточно легко. Нужно лишь набрать номер на домашнем или мобильном телефоне или отправить сообщение на пейджер. И трудно представить, как буквально из ничего в Железногорске и его окрестностях появлялась качественная телефонная связь. Система телефонных коммуникаций на месте будущего строительства Красноярска-26 (ныне Железногорск) разворачивалась и создавалась почти по-фронтовому. Весной 1950 года приехавшие из Челябинск-40 военные связисты оперативно смонтировали на пристани Красноярска первую узловую коммутаторную станцию с позывным "Причал". Через неё была установлена проводная связь со специалистами, принимающими грузы для строительства Красноярска-26. В начале мая на железнодорожной станции Базаиха в Красноярске появился коммутатор с позывным "Берёза", и была проложена телефонная линия до посёлка Первомайского в черте строящегося Красноярска-26. В посёлке Первомайском были установлены коммутаторы с позывными "Тайга", "Чита" и "Гранит". "); var a=Math.round(Math.random()*14) image = new Array(); image[0]="f0" image[1]="f1" image[2]="f2" image[3]="f3" image[4]="f4" image[5]="f5" image[6]="f6" image[7]="f7" image[8]="f8" image[9]="f9" image[10]="f10" image[11]="f11" image[12]="f12" image[13]="f13" image[14]="f14" document.write (" "); //--> Для руководства строительством ГХК на Пасеке был развёрнут второй узел связи с тремя коммутаторами с позывным "Волга" (наверху на горе, где строилась "полка" для автомобильной и железной дороги из вынутой из горы породы), "Рига" (на Пасеке в районе Курьи) и "Амур" (на берегу Енисея). К концу 1950 года на стройплощадке появилось в общей сложности 6 коммутаторов на 500 номеров. В 1952 году на углу улиц Советской Армии и Октябрьской была установлена телефонная станция на 500 номеров из 5 коммутаторов с позывным "Сокол". Все станции обслуживались телефонистками. Первая телефонная станция на углу Октябрьской и Советской Армии: Информировать руководство страны о ходе работ на секретных объектах через небольшие коммутаторы было просто невозможно. Поэтому с первых дней строительства ГХК и города Красноярска-26 пользовались аппаратами правительственной связи - так называемым "ВЧ" (высокочастотная связь). ВЧ исключал возможность прослушивания разговора со стороны и давал возможность быстро связываться с абонентом в любой точке страны через аналогичный аппарат. Такие аппараты были в НПОПМ, в Горном управлении и на ГХК. 1956 год в истории телефонизации Железногорска можно считать знаменательным: именно тогда были закончены монтаж и наладка автоматической телефонной станции на Школьной, 39. В городе появилось 2000 телефонных точек на производственных объектах и на квартирах ответственных работников. На достигнутом уровен связисты не остановились, и впоследствии телефонная станция на Школьной увеличила ёмкость до 5000 номеров. АТС по ул. Школьной в Железногорске: В историческом здании по Школьной, 39 с 1968 по 1991 год располагался единственный в городе пункт междугородной телефонной связи. Из-за режима секретности процедура междугородного разговора была непростой. Чтобы несколько минут поговорить с родными, нужно было сделать предварительную заявку на переговоры, дать подписку о неразглашении секретных данных и к назначенному времени прибыть на переговорный пункт. А затем ждать, пока телефонистка соединит с вызываемым абонентом и пригласит для разговора в кабину, к телефону с табличкой "Ваш разговор прослушивается". К концу 1950-х годов телефонизироваться стал не только центр Железногорска, но и отдалённые районы города. В 1958-1959 годах АТС общей ёмкостью 1500 номеров появился на Майке и Пасеке. Начало 1960-х годов и вовсе провозгласило эру автоматической телефонной связи: в 1962 году все ручные узлы связи и мелкие коммутаторы в Железногорске были демонтированы. Абоненты стали пользоваться услугами трёх АТС общей ёмкостью 3500 номеров. Результаты автоматизации телефонной связи говорили сами за себя: если в 1950-е годы всю телефонную связь в Железногорске обслуживали 220 человек, то к середине 1970 года всего лишь 39 специалистов. АТС по пр.Курчатова: Шло время. Железногорск рос, один за другим появлялись новые микрорайоны, и потребность в квартирных телефонах постоянно увеличивалась. На каждом городском предприятии существовала очередь на установку телефонов - не меньшая чем на получение жилья. В 1978 году была введена в эксполуотацию АТС-2 ГХК на 6000 номеров на улице Восточной, 14. Проблема телефонизации квартир была отчасти решена, однако очередь на установку телефонов по прежнему оставалась внушительной. АТС на улице Восточной: В 1990 году после прокладки тоннеля под Енисеем город получил связь с узловой междугородней станцией в Сухобузимо, и сентября 1991 года горожане, чей номер телефона начинался на цифру "2", получили возможность разговаривать по межгороду из своей квартиры. А марта 1992 года автоматической междугородней связью начали пользоваться и абоненты АТС-3. С 1979 года в Железногорске начали строиться 3 и 4 микрорайоны. К 1995 году оба микрорайона были почти полностью застроены, и к этому времени проблема телефонизации города была практически полностью решена. В городе появилась первая электронная станция АТС-4 ёмкостью на 10000 номеров на Ленинградском проспекте, дом 57. Монтаж был выполнен французской фирмой "Алкатель" в 2 этапа: вначале на 6000 номеров, а потом на 4000 номеров. АТС на Ленинградском проспекте: С 2000 года в связи с увеличением ёмкости АТС-4 до 20000 номеров, установка телефона в квартире перестала быть проблемой. Однако некоторые районы в старой части города Железногорска (в зоне ответственности АТС по Школьной) могут испытывать трудности при установке телефонов. В 2001 году появилась первая АТС с первым номером телефона "6". Вместо АТС-3, расположенной на улице Школьной, дом 39, появилась АТС-5 на 10000 номеров. До 4000 номеров была увеличена ёмкость АТС в посёлке Первомайском. Сегодня в Железногорске используются все современные виды связи: автоматическая телефонная, сотовая, факсимильная, передача пейджинговых сообщений, электронная почта, Интернет. А 26 декабря 2002 года закрылась старейшая в городе станция - знакомая всем "тройка" по Школьной, 39. Последние 2 номера были отключены в присутствии ветеранов связи, работавших на АТС-3 с момента её открытия в 1956 году. 12 апреля 2004 года ФГУП ГХК заключил контракт на реконструкцию последней в городе Железногорске декадно-шаговой станции АТС-2 на улице Восточной путём её замены на цифровую АТС аналогичной АТС-5 на Ленинградском проспекте. После этого абоненты АТС-2 получили качественную цифровую связь. |
|
Главная │Горно-химический комбинат │НПО прикладной механики │Источники │English │Карта сайта |
|